-
Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
-
Помогайте избежать ошибок.
-
Поддерживайте выпускника при неудачах.
-
Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
-
Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
-
Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности. |
Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования. |
Экзаменационная (тестовая) тревожность
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх деорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность хаотичной.
В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдаются следующие явления:
-
нарушение ориентации, понижение точности движений;
-
снижение контрольных функций;
-
обострение оборонительных реакций;
-
понижение волевых функций.
Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая поддержка как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.
В целях определения уровня тревожности предлагаем следующий опросник:
-
Мне удается вовремя уложится с домашними заданиями.
-
Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.
-
Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.
-
Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.
-
Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.
-
Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.
-
Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.
-
По-моему, оценки за контрольные у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.
Данный опросник поможет вам определить уровень тревожности у детей и определить пути конкретной психолого-педагогической помощи.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
-
Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
-
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
-
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
-
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
-
Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
-
Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
-
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Самое главное: это снизить напряжение и тревожность ребенка.
В подготовительный период рекомендуем:
-
Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
-
Оформить психологический уголок
-
Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.
-
Не нагнетать обстановку.
-
Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ. |