МЕТОДИКА «ПРОФИЛЬ»
(модификация «Карты интересов»)
Инструкция:
Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.
Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится, то «-». Если сомневаетесь, то поставьте «?».
Это не экзамен и не контрольная работа. Поэтому здесь не может быть не правильных ответов – могут быть только не обдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы, тем точнее будут результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Бланк ответов:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стимульный материал
Мне нравится…
- Узнавать об открытиях в области физике и математики.
- Смотреть передачи о жизни растений и животных.
- Выяснять устройство электроприборов.
- Читать научно – популярные технические журналы.
- Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
- Бывать на выставках, концертах, спектаклях
- Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
- Наблюдать за работой медсестры, врача.
- Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
- Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
- Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
- Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
- Ремонтировать бытовые электроприборы.
- Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
- Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
- Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
- Участвовать в общественной жизни школы, города.
- Объяснять одноклассникам учебный материал.
- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
- Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- Проводить опыты по физике.
- Ухаживать за животными, растениями.
- Читать статьи об электронике и радиотехнике.
- Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
- Коллекционировать камни, минералы.
- Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
- Читать биографии известных политиков, книги по истории.
- Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
- Закупать продукты для дома, вести счет расходов.
- Участвовать в военных играх, походах,
- Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
- Замечать и объяснять природные явления.
- Собирать и ремонтировать компьютеры.
- Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
- Участвовать в географических, геологических экспедициях.
- Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
- Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
- Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
- Искать и находить способы зарабатывания денег.
- Заниматься физической культурой и спортом.
- Участвовать в физико-математических олимпиадах.
- Выполнять лабораторные работы по химии и биологии.
- Разбираться в принципах работы электроприборов.
- Разбираться в принципах работы различных механизмов.
- «Читать» географические и геологические карты.
- Участвовать в спектаклях, концертах.
- Изучать политику и экономику других стран.
- Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка и анализ результатов:
После того как ребята завершили работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1. физика и математика;
2. химия и биология;
3. радиотехника и электроника;
4. механика и конструирование;
5. география и геология;
6. литература и искусство;
7. история и политика;
8. педагогика и медицина;
9. предпринимательство и домоводство;
10. спорт и военное дело.
Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл – 5 – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 баллов, значит, профессиональные интересы ещё не сформировались.
Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трёх-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка.
Рекомендации для психологов и учителей:
Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему. Поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнили число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.
Поинтересуйтесь, кто согласен с полученными результатами, кто не согласен, кто удивлён. Напомните ребятам, что эта работа – только шаг в изучении своих интересов и склонностей, поблагодарите их и соберите бланки.