Задачи:
- Зримо представить профессии;
- Рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора.
- Соотнести индивидуальные качества личности с требованиями к профессии.
Материал: методическое оснащение (таблица, раздаточный материал).
Необходимое время: 1 час (из этого времени)
- предварительное ознакомление с правилами проведения
деловой игры (2 мин);
- самоанализ групп (5 мин);
- анализ деловой игры экспертной группой (1 мин);
- подведение итогов игры заместителем директора по учебно-методической работе ЦО № 1.
Содержание этапов деловой игры
1 этап - вводный
- Руководитель игры (игротехник) знакомит присутствующих с правилами деловой игры, с целью и этапами игры (2 мин).
- Происходит формирование игровых групп:
цели каждой группы ясны:
желательное поведение группы определено;
Процесс подгрупп объяснен
начинается развитие групп в направлении
достижения целей
деловой игры
II этап - индивидуальная работа игровых групп
Индивидуальная работа перерастает в коллективный обмен мнениями.
Окончательно определяются основные профессиональные
слагаемые (5 мин)
(сбор информации: суждения, мнения,
предложения всех участников группы)
(5 мин)
III этап - сбор альтернативной информации
для решения проблемы быть принятым на «стажировку»
На этом этапе активно действует игротехник, который помогает организовать работу новой игровой группы «инопланетян» по выявлению тех аспектов, с точки зрения которых следует рассматривать деловую игру:
аспект первый – уровень профессионального развития новой группы – «инопланетян»;
аспект второй – особые достоинства новой группы «инопланетян»;
аспект третий – некоторые рабочие недостатки «инопланетян»;
аспект четвертый – средства коммуникации «инопланетян» в соответствии с уровнем развития.
Работают 5 мин.
IV этап - представление профессии
Игротехник назначает главных специалистов в группах, которые выступают от имени своих групп и «рекламируют» профессию (5 мин.)
V этап - диалог
Ведущий предлагает “инопланетянам” устроиться на стажировку в первую группу профессии (т.е. предложить свои достоинства, профессиональные знания, соотнося их со своими возможностями и т.д.),
«Профессионалы» дают свою оценку о пригодности «инопланетян» к работе – отмечая "+" или "–" в таблице игры. (10 - 15 мин).
VI этап - самоанализ групп «профессионалов» и «инопланетян»
(делятся своими впечатлениями о процессе и результатах проведенной игры) (8 мин.)
Заключительное выступление руководителя – игротехника, который дает оценку работе групп по достижению цели деловой игры, выделяя ценные результаты общей работы. (5 - 7 мин.)
Сопоставление цели семинара с полученными результатами деловой игры. (главная фаза – фаза собственно решения проблемы) (10 - 15 мин.)
Каков результат игры возможен?
а) диагностический эффект
б) коррекционный (создаст предпосылки для «размягчения»,
«раскачивания» привычных, предпочитаемых прежде позиций, занимаемых человеком в общении.
Появляется возможность поиска новых индивидуальных путей личного игрового (ролевого) опыта.